На сайте PipPip.ru Вы найдете много интересного из мира автомобилей. Новости автопрома и автоспорта, тест-драйвы и тюнинг авто, полезные советы и статьи. Добро пожаловать!

Самые загадочные аварии в истории Ле-Ман: объяснение

0

Все видели, как гоночные болиды делают сальто, но почему это происходило?

В гонках Ле-Ман и в других соревнованиях где участниками являются болиды классов GT1 и LMP, в прошлом иногда случались в прямом смысле головокружительные курьезы, которые, к сожалению, зачастую могли стоит гонщикам или кому-то из персонала обслуживающему гонку жизни. Дело в том, что на скорости под 300 км/ч и выше, гоночные болиды взмывали в воздух словно бескрылые птицы и делали один из сложнейших элементов акробатики – сальто назад! Это кажется нереальным, но этому есть простая причина, которая легко разъясняет, почему такое происходит. Вернее, происходило.

Если вы видели нарезку самых животрепещущих моментов с «24 часа Ле-Ман» 1999 года, вы, несомненно, помните впечатляющую аварию Питера Дамбрека перед знаменитым поворотом «Индианаполис-корнер», где его Mercedes CLR взлетел, казалось бы, без видимой причины, несколько раз перевернувшись в воздухе, он приземлился где-то между деревьями. Точно такая же неприятность случилась с его товарищем по команде, Марком Уэббером, на том же самом месте во время квалификации, а затем вовремя гонки перед поворотом Мульсейн корнер.

Предвестником полетов гоночных CLR стала аналогичная катастрофа на вступительной части гоночной серии «Petit Le Mans» за год до этого. Porsche 911 GT1 Янника Далмаса отправился в воздух после того, как суперкар взлете на холм. В воздухе автомобиль перевернулся один раз, прежде чем приземлиться на заднюю часть. То же самое произошло с Биллом Оберлином на той же гонке два года спустя. Он вел BMW V12 LMR.

Последствия крушения Уэббера возле Мульсейн корнер на практике в Ле-Ман в 1999 году

Так почему же все эти машины попадали в почти что одинаковые ДТП, примерно в одно и то же время? Наверняка в этом есть какая-то взаимосвязь? Это действительно так. Как объясняет Майк Ферни с YouTube-канала «Drivetribe» в нижеследующем видеоролике, это связано с аэродинамическим дизайном спортивных гоночных автомобилей высшего уровня той эпохи.

Как правило, любой гоночный автомобиль использует отрицательный угол тангажа, что можно описать тем, что передняя часть автомобиля посажена немного ниже задней его части, увеличивая лобовую аэродинамическую область болида. Это помогает сформировать прижимную силу и, таким образом, увеличить скорость прохождения поворотов.

Однако, 911 GT1, CLR и V12 LMR были разработаны по сути исключительно для гонок Ле-Ман, в которой важным элементом состязательности является не только непосредственная гонка на выносливость, но и максимально высокая скорость прохождения трассы. В 1990-е года настолько высокая, что самую длинную прямую трассы «Сарта» пришлось разбить на три куска двумя шиканами. Впрочем, даже это не особо повлияло на скорость, она все равно оставалась чрезмерно высокой.

Так вот, и Порше, и Мерседес, а также БМВ не сговариваясь приняли за основу более нейтральные углы тангажа, уменьшив фронтальную область во имя более высоких скоростей на прямых. И это работало, но была одна проблема!

Дело в том, что при подъеме на холм угол тангажа фактически становится положительным, что практически могло создавать подъемную силу под передней частью автомобиля. Таким образом, в вышеописанных условиях, по словам молодого человека из видео, как только угол тангажа Mercedes достигал 2,4 градуса, прижимная сила сзади исчезла, и автомобиль поднимался в воздух.

После крушения Дамбрека вовремя гонки 1999 года, Mercedes решил вывести из гонок два своих оставшихся автомобиля, и по сей день автопроизводитель так и не вернулся в Ле-Ман.

Хотя такое решение Мерседес является довольно странным, поскольку, для предотвращения повторения подобных вещей, FIA предписала, что все прототипы должны были дополнительно оборудоваться вентиляционными отверстиями в передних крыльях, для уменьшения накопленного давления воздуха на передней оси. Передние свесы также были уменьшены, так как особенно длинный свес CLR усугублял негативные побочные эффекты увеличения угла тангажа. А перекат холма в Индианаполисе тоже был сглажен. Проблема была решена!

Вентиляционные отверстия переднего крыла на Audi R8 LMP1.

Чудесным образом, никто не был тяжело ранен ни в одной из этих аварий, и ничего подобного не происходило с тех пор на Ле Ман.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

10 − шесть =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.