Абсолютный ноль: что сулит стратегия безопасности дорожного движения?
В 2016 году на российских дорогах погибло 20,3 тысячи человек. Если население страны округлить до 147 миллионов человек, то получится, что на каждые 100 тысяч человек в авариях потеряно 13,8 человека. Принятая стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы предполагает, что через шесть лет в России этот показатель снизится до четырех человек на 100 тысяч (или не более 6000 смертей в год). А к 2030-му он вовсе должен стать нулевым!
Реально ли это? С одной стороны, динамика положительная: при росте автопарка количество погибших и пострадавших в ДТП планомерно снижается. Десять лет назад смертей было на 50% больше, чем сейчас. Но этим позитив и исчерпывается. Частично на снижение числа пострадавших работает обновление автомобилей. Запущенная еще в прошлый кризис программа утилизации свое дело сделала: от древних машин избавились многие россияне. И даже самая простая «Лада Гранта» с одной подушкой безопасности и ABS не идет ни в какое сравнение со старыми гнилыми «Жигулями».
С безопасностью на дорогах в России по-прежнему беда. В изобилии поставляют погибших страшные лобовые аварии на трассах и быстрых городских проспектах. Определенная работа ведется, но ее недостаточно. Во-первых, наиболее заметна она в столичном регионе и некоторых других, а где-то никаких действий власти и ГИБДД не предпринимают. Далеко ходить за примером не нужно. На столичном Кутузовском проспекте ежегодно происходит не одно серьезное ДТП, однако отбойник там не появится, наверное никогда: удобство чиновничьего проезда важнее жизней простых смертных. Во-вторых, чаще всего на разделительной ставят дешевые тросовые отбойники, которые далеко не так эффективны, как бетонные или железные. В-третьих, львиная доля российских трасс имеют по одной полосе для движения в каждую сторону. А это означает, что отбойник на них не поставишь в принципе: необходимо место для обгона.
Некоторые европейские страны тоже ставят задачу свести количество погибших к нулю. Но у них-то уже все в порядке с асфальтом, разметкой, освещением, культурой вождения, качеством и скоростью оказания медицинской помощи. И добиваться нулевого уровня они станут с помощью автопилота и машин, в которых уже сегодня есть как минимум шесть подушек безопасности и система стабилизации. Мы со своим стремлением к тому же результату выглядим на их фоне просто смешно.
Документ называет автомобили старше 10 лет «не отвечающими современным требованиям безопасности». Заметим, иномарки того периода уже, как правило, оснащались широким перечнем средств активной и пассивной безопасности. А на нашем рынке и сегодня львиная доля продаж приходится на машины с одним-двумя эйрбегами. Несмотря на это следует ожидать, что возрастным автомобилям все же «закрутят гайки» — повышенными налогами, запретами на въезд в определенные зоны по экологическому признаку и иными методами.
В очередной раз говорится об очевидном – отсутствии контроля за техническим состоянием машин. Систему техосмотра недавно уже реформировали, передав в ведение страховых компаний. Они обрадовались новой возможности заработать, и денежный поток просто перешел в другие карманы. А вот безопасности не прибавилось. Куда повернет техосмотр в ближайшие годы, пока неясно. Как минимум, появится система видеоконтроля процедуры. Но что-то нам подсказывает, что и она не возымеет должного эффекта.
О модернизации дорог в документе тоже упоминается. Но – только малозатратными средствами. Иными словами, бороться с очагами аварийности станут разметкой, дорожными знаками и локальными работами. Предлагается также отойти от абсурдной практики нештрафуемого превышения скорости на 20 км/ч. Это, конечно, чрезмерная поблажка, из-за которой фактическая скорость потока в городе достигает 80 км/ч.
Как мы уже писали, в структуре ГИБДД сокращают 10 000 должностей. Автоинспекторов на дорогах заменяет автоматика – камеры и радары. С одной стороны, можно порадоваться: они неподкупны и непредвзяты. Но в то же время они могут выявлять далеко не все виды нарушений, и даже в Москве они стоят далеко не на каждом перекрестке. Значит, часть нарушителей останется безнаказанной. А это опасно! К примеру, мизерные шансы встретить патруль наверняка оценят любители ездить «под хмельком».
В стратегии не прописаны конкретные меры, но и без этого очевидно, что штрафы, налоги и прочие финансовые рычаги воздействия будут использоваться активнее. Это позволит уменьшить количество желающих сесть за руль (наряду, кстати, и с ужесточением процедуры получения прав). Тут никаких откровений: российские законотворцы предпочитают что-нибудь запретить, усилить наказание, а не бороться с причинами нарушений и трагедий.
И, конечно, не обойдется без пропаганды. Предполагается прививать культуру соблюдения ПДД, формировать положительный облик автоинспекторов. Но качественный контент под эти задачи сделать нелегко, равно как и добиться цели. Поэтому пропаганда у нас повернет в другое русло. Водителей и пешеходов активно приучают «стучать» на нарушителей. Для этих целей скоро появится новое мобильное приложение в довесок к уже существующим. Результат – пополнение бюджета штрафами и ненависть друг к другу в обществе. И первое для чиновников перевешивает минусы второго.