История вопроса: как поддерживают российский автопром
Девять лет назад мировой финансовый кризис обвалил продажи новых машин в России вдвое. Государство решило помочь автопрому и оперативно разработало ряд поддерживающих мер. С тех пор на стимулирование спроса ежегодно выделяются десятки миллиардов рублей. Только в этом году на поддержку производителей Минпромторг намерен выделить около 35 миллиардов рублей. Это немало, хотя в два раза меньше, чем в 2017 году. Около половины суммы планируют направить на развитие электрического транспорта и машин, работающих на газомоторном топливе. Будет любопытно понаблюдать, к каким результатам это приведет.
Термин «льготное автокредитование» появился десять лет назад. Государство субсидировало 2/3 процентных ставок на машины стоимостью менее 350 000 рублей. Главным условием был выпуск техники на территории страны. Программа действовала в течение двух лет, и по ней была выдана почти треть всех автокредитов. Одновременно власти увеличили госзакупки легковых автомобилей, дорожной и специализированной техники отечественного производства. Лизинговые компании получили открытые кредитные линии, а железнодорожную перевозку машин из европейской части страны в Восточную Сибирь и на Дальний Восток оплачивало государство. А вот таможенные пошлины на ввоз готовой продукции, напротив, были подняты.
Спустя год, весной 2010-го, правительство запустило программу утилизации старых автомобилей, на которую выделили 10 миллиардов рублей. Автовладельцы могли сдать «автохлам» в утиль, взамен получив сертификат на скидку на покупку новой машины российского производства в размере 50 000 рублей. Мера поддержки практически моментально набрала популярность, и первые 200 тысяч ваучеров разлетелись за неполные четыре месяца! В итоге государству пришлось выделять дополнительные средства, а в конце года решено продлить программу еще на год. На это из бюджета было выделено дополнительно 14 миллиардов рублей.
В 2012 году Россия вступила в ВТО. Чтобы хоть как-то защитить машины российской сборки, власти ввели утилизационный сбор для всех ввезенных транспортных средств. Мера оказалась действенной и сделала импорт подержанных машин из Европы невыгодным.
В 2013-м на российский рынок вернулись льготные автокредиты. С учетом экономической ситуации максимальная планка была увеличена до 750 тысяч рублей, а минимальный взнос за машину составлял 15% от суммы. За первые несколько месяцев программой воспользовались 277 000 человек, и выделенные их бюджета деньги снова быстро подошли к концу.
Тут-то Евросоюз и потребовал от России уравнять условия для машин европейской и российской сборки. Так что властям пришлось ввести утилизационный сбор и для отечественной техники.
Еще через год, в начале 2014-го, положение на российском автомобильном рынке стабилизировалось, и государство прекратило меры поддержки. Но уже во втором полугодии стало ясно, что грядет очередной кризис, на сей раз локальный, и правительство вновь запустило программу утилизации и поддержку Trade-in. Вновь были выпущены сертификаты на скидку на покупку новой машины при условии сдачи старой в утиль, что обошлось бюджету в 22,5 миллиарда рублей. Еще около пяти миллиардов выделялось дополнительно. И снова предложенные программы пользовались большим спросом.
К концу года стало ясно, что экономическая ситуация не исправится, и рынок стремительно начал падать. Поэтому власти приняли решение вернуть программу льготного кредитования, на что было потрачено еще пять миллиардов рублей. Государство субсидировало две трети ключевой ставки ЦБ, которая на то время была равна 11%. Россияне могли воспользоваться программой для покупки машины стоимостью до миллиона рублей. Дополнительно весной 2015-го было объявлено о запуске программы льготного лизинга, на что ушло еще полтора миллиарда. Она позволяла сэкономить до 10% на авансовый платеж в размере до 500 тысяч рублей на одну единицу техники.
Кроме того, на 10 миллиардов рублей власти обновили государственный автопарк, еще на три закупили в регионы газомоторную технику.
В начале 2016 года премьер РФ Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому на поддержку российского автопрома следует выдать 50 миллиардов рублей, еще 3,3 миллиарда выделялось на возмещение доставки экспортируемых машин до границы страны. Если принять во внимание средства, которые производители получили на развитие, сумма достигает астрономических 137,7 миллиарда рублей! Чтобы машины продавались, власти не стали закрывать программу утилизации и льготного лизинга, а максимальную стоимость машин по программе льготного автокредитования подняли до 1,15 миллиона рублей.
В два раза меньше – 62,5 миллиарда рублей – власти выделили на поддержку отечественных производителей в 2017 году. В дополнение к уже действующим мерам господдержки были введены различные специальные программы. Например, «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский фермер», «Свое дело», «Русский тягач». Только на них из бюджета ушло 17,4 миллиарда. Также правительство выделило средства на закупку школьных автобусов и автомобилей «скорой помощи» для регионов.
Кроме того, власти уверены, что лучший путь для российских производителей – это экспорт. Только на приведение отечественных автомобилей в соответствие с иностранными стандартами было потрачено пять миллиардов рублей.
В наступившем году объем господдержки автомобильного сектора будет сокращен еще вдвое. Наметившийся рост намекает, что рынок вроде бы может уже обойтись и без бюджетных средств. Однако вряд ли так произойдет в реальности. Во-первых, прогресс пока еще неуверенный, и продолжающееся подорожание машин вкупе с падением доходов населения не располагает к дорогим покупкам. А во-вторых, у бюджетных марок и моделей на продажи с использованием господдержки приходится весьма существенный объем продаж. Например, в прошлом году с их помощью было продано 45% (!) всех «Лад». Если меры отменить в одночасье, рынок может снова покатиться вниз.