Почему адаптивный круиз-контроль и любые автономные технологии в автомобиле – это зло
Какой круиз-контроль установлен на вашей машине?
Как современные электронные системы в автомобилях увеличивают количество ДТП во всем мире.
Сегодня многие автомобили, начиная от Nissan, Kia, Hyundai и заканчивая BMW, Infiniti и Tesla, оснащаются полуавтоматическими системами. Самой распространенной опцией в современном автомобиле стал полуавтономный адаптивный круиз-контроль, который умеет не только самостоятельно нажимать педаль газа, но и командовать рулевым управлением, а также при необходимости автономно задействовать тормозную систему при движении по автомагистралям.
К сожалению, большинство из сегодняшних систем, как бы нам этого ни хотелось, работают довольно-таки ужасно и небезопасно для водителя и пассажиров. Почему, расскажем чуть ниже. Но на самом деле проблема современной автопромышленности даже не в этом. Все дело в том, что даже если полуавтономные системы, такие как адаптивный круиз-контроль, работали идеально, все равно они должны уйти из современных автомобилей. Почему? Об этом и поговорим.
Позвольте мне рассказать вам небольшую историю. Недавно я приобрел Mercedes E-Class, в котором есть система адаптивного круиз-контроля. Эта система способна автоматически поддерживать заданную скорость на шоссе. Также она умеет держать безопасную дистанцию до других автомобилей и при необходимости автономно снижать скорость, чтобы избежать столкновения с другими машинами. Но главная изюминка адаптивного круиз-контроля современного поколения в моем автомобиле – это автоматическое рулевое управление, которое помогает водителю держать заданную полосу движения. Согласитесь, звучит фантастично. Но для многих современных (даже недорогих) автомобилей это вполне естественно. Так что можно смело сказать, что мы уже живем в будущем, которое предсказывали фантасты 100 лет назад.
Но одно дело, когда нам рассказывают, какая замечательная та или иная электронная система в новом автомобиле, и другое – как работают подобные инновации на практике. То есть в реальной жизни на обычной дороге. Зачастую, расхваливая суперсовременную электронику, об этом любят рассказывать автопроизводители во время официальных презентаций автоновинок и менеджеры автосалонов, у которых одна задача – впарить нам как можно дороже новый автомобиль.
Честно скажу, на примере Mercedes E-класса адаптивный круиз-контроль работает из ряда вон плохо. И даже не просто плохо, а ужасно!
Во-первых, мой автомобиль при включенном адаптивном круизе настойчиво отказывался видеть полосы на дороге. Хотя, может, в России дорожная разметка не от мира сего? Не знаю. В принципе, полосы на дороге точно такие же, как и в Европе. Разницы я не вижу.
Также настройки адаптивного круиз-контроля очень неудобны. Но самое плохое, что во время движения они могут просто сбиться. В итоге вам нужно отвлекаться от дороги, чтобы настроить круиз снова. Правда, это бывает не так часто. Главная претензия к адаптивному круиз-контролю не в этом.
Как я уже сказал, когда я включал адаптивный круиз, мой автомобиль постоянно терял полосу движения. В итоге машина при движении по шоссе постоянно виляла. Со стороны это было похоже на то, как будто за рулем находится неадекватный пьяный водитель.
Самое интересное, что из-за подобного поведения автомобиля я быстро привлек внимание экипажа ДПС, который остановил меня. И, будь я сотрудником ГИБДД, я, конечно, сделал бы то же самое. Ведь у них реально было основание подозревать, что Мерседесом управляет невменяемый водитель. Вы не представляете, чего мне стоило объяснить им причину подобного виляния автомобиля на дороге. Видели бы вы их лица, когда я сказал, что автомобиль самостоятельно выделывал такие кренделя, поскольку мои руки были не на рулевой колонке.
Мне показалось, что у них мозг взорвался от моих объяснений о полуавтоматических технологиях, об адаптивном круиз-контроле и о системе контроля движения в заданной полосе. Причем, замечу, мой душевный разговор с сотрудниками ДПС произошел в Москве. Интересно, какой диалог получился бы у меня с сотрудниками ДПС, если бы меня остановили где-нибудь в глуши за Уралом? Наверное, я бы точно не смог объяснить, что во всем виноват автомобиль.
В итоге меня все равно бы ждало медосвидетельствование. В Москве я, слава Богу, избежал этой потери времени, так как с горем пополам убедил сотрудников ГИБДД, что это моя машина сошла с ума, а не я.
Но почему моя дорогая машина с новейшими электронными системами уровня космических ракет 20 летней давности работала подобным ужасным образом? Может, и правда в России какие-то нестандартные дороги, разметки, знаки и вообще аномальная зона, где отказывается работать заморская автоэлектроника? На самом деле причина довольна проста.
Адаптивный круиз-контроль в современных автомобилях – это, конечно, не автопилот 5-го уровня. Эта просто система помощи водителю при движении на одной скорости по шоссе. То есть на извилистой дороге эта система не будет работать правильно. Адаптивный круиз-контроль – это просто очередная опция комфорта для водителя при длительных поездках по прямой. Также адаптивный круиз создан, чтобы облегчить водителям движение в утренних и вечерних пробках в городе. Например, в пробке на длинном шоссе вы, включив адаптивный круиз-контроль, можете отдохнуть, доверив управление автомобилю.
Также адаптивный круиз-контроль, как правило, не предназначен для движения на больших скоростях. В среднем во всех современных автомобилях, которые оснащаются адаптивным круизом, максимальная скорость автомобиля ограничена 110-130 км/час. Также, как я сказал, в большинстве новых автомобилей адаптивный круиз не работает на извилистых дорогах, поскольку именно на таких участках управление автомобилем должен осуществлять только водитель.
Но моя претензия к адаптивному круизу в Mercedes связана с тем, что моя машина виляла по шоссе при движении строго по прямой. Я не ехал на большой скорости по извилистой дороге. Полосы на дороге были новыми, и их бы заметили даже слепые водители и блондинки.
Так почему адаптивный круиз-контроль работал настолько безобразно, что даже привлек внимание экипажа ДПС к моей машине? Так работать круиз-контроль не должен. У меня нет ответа. Я не нашел ни одной причины, почему это случилось.
Подобное поведение круиз-контроля напугало меня. Даже появилась дрожь в коленках, поскольку я теперь не уверен, что еще выкинет высокотехнологичный автомобиль на дороге в следующий раз. Так что я лучше не буду включать различные электронные опции в своей машине. Стало как-то боязно после бешенства круиза.
И, в принципе, это очень хорошо. Ведь, по сути, многие современные технологии в машинах – это сущее зло. Особенно адаптивный круиз-контроль и различные полуавтономные автопилоты. Даже автопилот Теслы – это зло и полный бред. Почему?
Все дело в том, что новые различные системы безопасности, системы помощи водителю, адаптивный круиз-контроль, полуавтономные системы управления автомобилем и даже безобидные и для многих полезные датчики парковки (парктроники) вместе с более продвинутыми видеокамерами для заднего хода расслабляют всех водителей. Из-за этого мы начали терять сноровку за рулем и бдительность, полагаясь на современные «штучки» в автомобиле. Я вспоминаю, как раньше ездил за рулем старой «двенашки» и был доволен и комфортом, и качеством автомобиля, и многими другими достижениями отечественной автопромышленности. Но главное – я лучше контролировал свой автомобиль во время движения и был более внимательным водителем. Знаете, в чем причина? ВАЗ-2112 не имел ни одной электронной системы помощи, ни одной современной функции безопасности. В результате мне не на кого было положиться. А что сегодня? Сегодня я стал обладателем «пылесоса», который по сложности технологий и по количеству электроники легко может сравниться с Марсоходом «Кьюриосити» стоимостью 2,5 млрд долларов.
Конечно, комфорт за рулем этой машины превысил все мои даже самые смелые ожидания. Например, несмотря на то что это все-таки Е-класс, этот автомобиль можно смело сегодня назвать и S-классом. Особенно если учитывать, что многие эксперты сегодня причислили Тойоту Камри к E-классу. Хотя, конечно, эта машина все-таки больше D-класса.
Но главное – за рулем высокотехнологичного Mercedes я стал часто полагаться на различные системы помощи водителю и системы предупреждения об опасности. В итоге моя бдительность за рулем снизилась, я часто стал более расслабленным, что, конечно, неплохо, но только если речь идет о пассажирах.
Причем если даже совсем скоро многие полуавтономные системы в автомобилях станут лучше (а я не сомневаюсь, что это произойдет), эти технологии – все равно большое зло для всех автомобилистов и участников дорожного движения. Ведь обновление автономных систем и улучшение их работы неизбежно приведет к более комфортным условиям вождения. В итоге водители станут чувствовать себя еще более расслабленными, как на шашлыках весной за городом. Согласитесь, водительское кресло не место для отдыха, расслабления, массажа и т. п.
С такими системами комфорта водители будут себя чувствовать легко и спокойно, доверяя вождение автономным системам, считая, что компьютер лучше справится с любой ситуацией на дороге.
Да, в современных автомобилях сегодня множество различных «фишек», которые обеспечивают безопасность транспортных средств, начиная от системы стабилизации и системы ABS и заканчивая различными электронными системами предупреждения, которые сигнализируют об опасности на дороге громким звуком и индикацией на приборной панели. Но если будущие автономные системы неизбежно приведут к снижению внимания водителей на дороге, то подобные системы предупреждения могут уже не подействовать на водителей должным образом или приведут к замедленной реакции на сложную ситуацию на дороге.
Так что чем лучше будут полуавтономные системы управления в автомобиле, тем большее количество водителей за рулем будут усыпляться ложным чувством безопасности. Поэтому пока мир не заполонили автономные автомобили полного цикла (5-й уровень автономности, когда для движения автомобиля не нужен будет водитель), все производители транспортных средств, а также правительства всех государств должны тщательным образом контролировать развитие полуавтономных технологий в автопромышленности, следя за тем, чтобы грань между безопасностью и комфортом не превысила разумные пределы. Ведь в противном случае новые технологии в автомире неизбежно приведут к лавинообразному скачку дорожно-транспортных происшествий.
Но не только автомобильные компании должны немного притормозить развитие автономных систем в автопромышленности, чтобы снизить риск роста ДТП. Также и все водители, управляющие современными автомобилями, напичканными различными полуавтономными системами, системами комфорта и т. д., должны не забывать, что они водители транспортных средств повышенной опасности на дороге и что на них лежит огромная ответственность не только за своих пассажиров, но и за всех участников дорожного движения. Поэтому не стоит никогда полагаться на новые электронные системы и ни в коем случае не расслабляться за рулем, наслаждаясь суперкомфортом в кресле водителя. Не забывайте, что водительское место в машине – это не спа-салон, бассейн и общественный транспорт, где вы обычно находитесь как пассажир.
В целом же я считаю, что автопроизводителям вообще на ближайшее время стоит прекратить оснащать все новые автомобили полуавтономными системами, функциями и опциями. Мне кажется, человечество еще не готово к этим видам автоматизации автомобилей.
И начать нужно с адаптивного круиз-контроля, вернув во все машины обычный классический круиз, который никогда не приводил к тому, что водители теряли бдительность за рулем.
Но я предлагаю избавиться от адаптивного круиз-контроля и других автономных систем не навсегда, а лишь на время, пока в миру окончательно не появятся действительно полностью автономные автомобили, которые реально смогут безопасно управлять сами собой без рулевого колеса или педалей. Пока же мы только в промежуточной фазе, и, как видите, полуавтономные автомобильные технологии не несут сегодня ничего хорошего для общества.
И разумеется, мы должны продолжить развивать самоходные автомобили. Но на обычные дороги массового пользования должны выпускаться только полностью автономные автомобили. Полуавтономные транспортные средства – это зло. Такие автомобили – это ошибка автопромышленности. Ведь когда технология полуразвита, она всегда несет в себе проблемы. В нашем случае проблемы полуавтономных технологий отражаются на водителях.
Автопроизводителям же лучше сосредоточить свое внимание на развитии полностью автономных машин, что является более сложной задачей, чем оснащение новых автомобилей недоработанными и неполноценными автономными системами. Я считаю, что сырым технологиям не место на дороге.