Тест-драйв новой Skoda Octavia: тенденция, однако
«Для начала откупорьте бутылочку Сэнт-Эмильен урожая 2013. Если таковой не нашлось — закройте книгу и пройдите в хлев»… От поколения к поколению статус Skoda Octavia рос и растет в полном соответствии с теми трендами и технологиями, которые заставляют обращаться к автомобилю с дОлжным почтением.
Skoda Octavia
От 1.4 л, 150 л.с
Новый от 999 000 до 2 389 600 Р
Актуальная Octavia А8 – это уже далеко не тот простенький лифтбэк гольф-класса, с которого все начиналось. Автопроизводитель заявляет, что список прямых конкурентов новой «Октавии» вышел за рамки классических одноклассников типа Toyota Corolla, Hyundai Elantra или Kia Cerato. Теперь, мол, подавай Toyota Camry, Hyundai Sonata и Kia K5. Вызов? Пожалуй. Давайте вместе оценим, что к чему.
Начали с середины, по динамике не прогадали
В дилерских салонах вот уже некоторое время представлены версии с 1,4-литровым 150-сильным турбомотором TSI. Он, признаться, не откровение – используется уже не первый год. В арсенале агрегата непосредственный впрыск, 16-клапанный ГРМ и фазовращатели на впуске и выпуске. Максимум мощности выдает при 5000-6000 об/мин, а 250 Нм пиковой тяги — при 1500-4000 об/мин.
Как и раньше, «Октавия» использует фирменную платформу MQB, при этом машина комплектуется 2 типами задней подвески: у двигателей до 150 л. с. включительно — полузависимая скручивающая балка, у более мощных версий — независимая «многорычажка». Передняя подвеска – стойки «МакФерсон» с треугольными поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задние тормоза – дисковые. Рулевое управление – реечное с электромеханическим усилителем.
Спрашиваю представителей компании-импортера, почему начали продажи именно с 1.4 TSI, а не, скажем, с более простенького «атмосферника» MPI (1,6 литра, 110 л.с.), который производится в России и исторически весьма популярен у таксистов? Ответ банален: решили, дескать, проверить, как пойдет именно «средненький» двигатель. Базовый же мотор, а также 2-литровый 190-сильный с «мокрой» 7DSG запустят, скорее всего, в мае.
Действующий 1,4-литровый движок «развелся» с «сухой» DSG и выбрал себе в партнеры 8-ступенчатый «автомат» Aisin. Это одна из технических новаций Octavia IV поколения. Агрегаты, что называется, спелись. Отдача двигателя сродни потенциалу 1,8-литрой «турбочетверки» TSI со встроенным в алюминиевый блок выпускным коллектором и прямым впрыском топлива, что ставился на Octavia A7. «Лошадей» сейчас, вроде, поменьше, но момент, повадки и разгонная динамика (8,2 секунды) почти точь-в-точь. Обгоны лифтбэк совершает на одном дыхании, управление тягой, что называется, на уровне. Да, заметны небольшие турбозадержки, но опытный водитель справляется с ними газом на опережение.
На скоростях выше «100-110» обнаруживается определенная «легкость» руля. При переходе на управление подрулевыми лепестками отмечаю автоматическое «падение» на пару передач. В ручном режиме с неагрессивным и планомерным газом ступень держится до тех пор, пока цифровой спидометр не покажет «прибавку» в 20-25 км/ч, после чего коробка самостоятельно переводится в режим D. В «Спорте» руль слегка «наливается», его реакции чуть острее, но в целом автомобиль не выказывает атлетической страсти – реакции коробки все такие же эластичные и плавные.
Skoda Octavia Style Plus 1.4 AT | |
1.4 л, 150 л.с | |
автомат 8 | |
0-100 — 9.0 с, 223 км/ч | |
4689 x 1829 x 1470 мм | |
передний | |
АИ-95, 5.5 л на 100 км | |
1 791 000 руб | |
Селектор АКП представляет собой новомодный компактный рычажок. Непривычно? Да, но только поначалу. Чтобы активировать режим D, потягиваем его на себя, R — в обратном направлении, у электронного «паркинга» (классического рычага больше нет) отдельная клавиша. При этом вручную ставить трансмиссию в R не надо, она сделает это в автоматическом режиме. Адаптивный круиз (44 000 рублей), автоматически снижающий скорость, когда догоняешь впереди идущий транспорт, — помощник хоть куда и, что важно, трудится на пределе заложенной в него интуиции.
Поражает чуткость технологии, отвечающей за правильное положение автомобиля в полосе движения. На руле сразу растет сопротивление, а на экране то и дело появляется предупреждение, что, мол, еду как-то не так, да и вообще, неважно держусь за руль. С умной электроникой не поспоришь – это мы с коллегой умышленно провоцируем «цифровой разум» на ответные реакции, заезжая на разделительную полосу без включенного «поворотника». Отключить систему контроля полосности можно одним-единственным способом – через меню, но при этом полезная функция сама активируется, как только происходит очередной запуск силового агрегата.
Все подвластно «цифре»
На выбор предлагаются 3 мультимедийные системы от Volkswagen Group. Базовая Swing имеет 8-дюймовый сенсорный дисплей и возможности для персонализации. Все системы поддерживают технологии SmartLink – Android Auto, Apple CarPlay и MirrorLin, которые позволяют подключить смартфон и пользоваться различными приложениями. Система Bolero оснащена 10-дюймовыми дисплеем: поддерживает функцию управления жестами и голосом (встроенный помощник распознает предложения на 6 языках). Система Columbus также оснащается 10-дюймовым дисплеем и может отображать карту навигационной системы в другом масштабе, нежели на цифровой приборной панели.
В меню новой Octavia, раз мы коснулись этого вопроса, «зашито» многое, включая климат. Угода «цифре» зачастую побеждает святую простоту и логику элементарных человеческих действий. Конкретный случай: тащишься, например, за деревенским «чумоходом», по привычке рука тянется к клавишам рециркуляции. Но вот незадача – таковых на центральной консоли и нет. Вам приходится вызывать на ЖК-экран управление климатом, а после этого прицеливаться, чтобы четко попасть в прямоугольник соответствующей пиктограммы. На ходу сделать это не всегда просто, ведь ваша основная задача – следить за тем, что происходит на дороге.
Подобная работа с климатом – удел не только тех, кто выберет приличную комплектацию с большим 10-дюймовым экраном и мультимедийным комплексом Columbus, но и для категории потребителей, чьи амбиции попроще, кому уготована более простая медиасистема Swing с экраном 8 дюймов.
При этом надо учесть, что подогрев сидений осуществляется по такой же «экранной» схеме. А он (подогрев) — трехступенчатый, следовательно, его активация или выключение потребует не одного, а трех кликов-тычков. Дисплей, как мне показалось, в принципе, слегка перегружен функционалом: сплошь «окошки» и меню. При покупке автомобиля придется выделить немало времени, чтобы основательно ознакомиться с его логикой.
Для новой Octavia автопроизводитель расширил ряд функциональных решений в духе Simply Clever. Сегодня это: 2 кармана для хранения смартфонов в спинках передних кресел; выдвижной фаркоп с электроприводом; воронка, интегрированная в крышку бачка для омывающей жидкости; отсеки для хранения зонта или щетки для снега в передних дверях; выдвижная шторка для стекла двери багажника; сети-карманы и крючки ля сумок в багажном отделении; держатель для талонов на лобовом стекле; 5 разъемов USB-C, подстаканник Easy-Open; держатели для 1,5-литровых бутылок в дверях и пр.
К тому, как сработан интерьер, претензий ноль. Внутри – традиционная для Skoda безукоризненная эргономика, добротные материалы отделки и хороший уровень исполнения. Для пятерых человек здесь самое то. За спиной водителя – настоящий простор, большинству «одноклассников» до уровня «Октавии» далеко. Передние грамотно спрофилированные кресла имеют боковой профиль и широкие интервалы регулировок. Задний диван — с откидным подлокотником по центру, в топовых комплектациях предложена своя климатическая зона, подогрев и парочка «зарядок», правда, малоразмерного стандарта USB-C. Так что настало время избавиться от флэшек с закачанными на них треками или заранее обзавестись переходником.
Подсветка салона сенсорная, аудиосистема Canton – с 12-ю динамиками, панель приборов — цифровая (стандарт для комплектации Style Plus, для Ambition Plus — доплата 24 000 рублей), внятная и легко настраиваемая. При желании на нее можно вывести карту навигации, можно оставить минимум информации, скажем, скорость передвижения. Аналоговые спидометр и тахометр – в «базе».
Впервые на лифтбеке предложен электропривод задней двери. Щетки очистителя заднего стекла — за доплату 7000 рублей, но, откровенно говоря, стекло в целом не пачкается. Ну и, конечно же, обращает на себя внимание рулевое колесо. Нет, не потому что оно обтянуто кожей в правильной комплектации, а по той причине, что оно совсем новое в плане дизайна — без третьей нижней спицы. Тот, кто обзавелся новым «Рапидом», пожалуй, уже успел оценить замысел чешских «рисовальщиков». Фишка? Скорее всего, да. И как в этой связи не вспомнить эксперименты Citroen многолетней давности.
Есть даже матричный свет
Чисто визуально Octavia A8 смотрится свежо, современно и одновременно зрело. Каких-то дизайнерских излишеств нет и в помине. Как подметил в главном романе своей жизни Юрий Тынянов, «лицо его было устроено просто, как латинская проза» — пожалуй, в отношении нашей модели это будет верным определением.
Правда, в этом «лице» обращают на себя внимание агрессивно нахмуренные глазки-фары с заостренными краями. Оптика «Октавии» дошла до того уровня, что теперь может быть «нафарширована» матричным светом, чего в гольф-классе днем с огнем не сыщешь. Правда, данная опция поставляется вместе с камерой заднего вида и электроприводом двери багажника и потому стоит недешево — 91 000 рублей.
Профиль автомобиля пропорциональный, стремительный с покатой линией крыши, переходящей в «хвостик» аккуратной приспортивненной кормы. Крупные колесные арки способны вместить в себя колеса даже типоразмером 19 дюймов. Задние фонари полностью светодиодные, оснащены подсвеченными кристаллическими элементами и динамическими указателями поворота. Багажник традиционно вместительный, актуальный литраж – 578 литров.
Кузов, как мы уже сказали, по-прежнему лифтбэк. Задняя часть удалась дизайнерам в большей мере — в ней есть визуальная легкость и стремительность. Колесная база осталась прежней (2686 мм), а вот длина возросла на 19 мм (4689 мм). Платформа не изменилась – все та же фирменная MQB. Межосевое расстояние вписывается в 2686 мм, а дорожный просвет составляет 158 мм.
Цена 1,4-литровой Skoda Octavia A8 стартует с отметки 1 443 000 рублей (комплектация Active Plus) – это в комплекте с 6-ступенчатой механической коробкой. Модификация с «автоматом» будет дороже – 1 500 000 рублей. Средняя по ранжиру комплектация Ambition Plus – это 1 533 000 и 1 590 000 рублей соответственно. Топовая Style Plus – 1 734 000 и 1 791 000 рублей. Дешевле обойдется разве что 1,6-литровая «Октавия», которая, как мы анонсировали вначале, приедет во II квартале. Но и на нее цена не опустится ниже 1,3 млн рублей.
Регламентные сервисные работы в рамках ТО1 и ТО3 у дилера обойдутся примерно в 13 600 рублей, ТО2 – 23 000 рублей. Это на обозреваемый нами 1,4-литровый турбо-лифтбэк. С базовым атмосферным мотором ТО1 и ТО3 будут стоить, как и на III поколение машины, порядка 13 000 рублей, ТО2 – 19 000 рублей.