Российский рынок автомобилей с пробегом: статистика 2021 года
Мы уже подробно рассказали о результатах продажах новых автомобилей: в 2021 году российский рынок вырос на 3% (до 1,51 млн штук). А что происходило в сегменте подержанных машин? Итоги года были подведены аналитическим агентством Автостат на конференции ForAuto’2022. Российский рынок автомобилей с пробегом уже второй год подряд показал рост: плюс 8% и рекордные 5,95 млн легковых автомобилей. Разумеется, в основном это перепродажи внутри страны: ввоз подержанных машин из других стран хоть и начал оживать, но на общем фоне это капля в море.
Если продажи новых машин у нас остались примерно на уровне 2015 года, то «бэушный» рынок за это время вырос на 21%. Однако рано радоваться: средний возраст автомобилей стремительно увеличивается. Если в 2016 году на машины возрастом до семи лет приходилась треть вторичного рынка (1,72 млн штук), то в 2021-м — лишь 20% (1,2 млн штук).
Самый популярный бренд — конечно же, Лада: в прошлом году было продано 1,41 млн машин, и это на 10% больше, чем в 2020-м. На втором месте — Toyota (652 тысячи). Но если рассматривать только автомобили возрастом до семи лет, то «сереберо» досталось марке Kia: 141 тысяча машин против 125 тысяч у Тойоты. Интересно, что в топ-25 самых популярных марок до сих пор входят ГАЗ и Ока.
Цены на подержанные машины растут вслед за новыми. По данным Автостата, средняя цена нового автомобиля в России в прошлом году достигла 1 млн 990 тысяч рублей: это на 18% больше, чем в 2020-м, а если сравнивать с 2014 годом, то рост составил 99%. Что касается вторичного рынка, то средняя цена покупки в прошлом году составила 788 тысячи рублей: на 28% больше, чем годом ранее, и на 81% больше, чем в 2014-м. А вот относительно свежие машины «до семи лет» только за прошлый год подорожали сразу на 39%. Рост цены за семь лет — в два с половиной раза! Сказываются дефицит новых машин и неадекватные наценки дилеров, ведь ценообразование на вторичном рынке отталкивается от реальных, а не рекомендованных цен на новые автомобили.
Кстати о дилерах. В Автостате подсчитали, что их доля в продажах подержанных машин снизилась. Если в 2019 году через официальных дилеров продано 700 тысяч автомобилей с пробегом (13% всего «бэушного» рынка), а в 2020-м — 797 тысяч (14,5%), то результат 2021 года — 767 тысяч или 12,9% рынка.