Замена колеса на автомобиле в гараже и на дороге – как справиться самому?
Необходимость в замене колеса на транспортном средстве может возникнуть у каждого водителя. Эту процедуру вполне реально произвести самостоятельно, находясь в дальней дороге, либо в условиях собственного гаража, изучив некоторые несложные правила. О них и поговорим.
1 Когда нужно менять колесо – признаки поломки
Спущенные шины не позволяют водителю качественно управлять автомобилем, что значительно увеличивает риск возникновения дорожных происшествий и серьезных аварий. О срочной необходимости замены резины обычно свидетельствуют следующие факты:
- автомобиль при езде начинает вилять задом;
- при движении со стороны колес доносятся посторонние звуки и настораживающие шумы;
- транспортное средство ощутимо тянет в левую либо правую сторону.
Отметив одно из указанных явлений, здравомыслящий водитель обязан сразу же остановить машину и попытаться выяснить причину ее странного поведения. В большинстве случаев она будет лежать на поверхности. Вы увидите, что одна из покрышек пришла в негодность. У вас есть два выхода – вызвать эвакуатор и ждать приезда специалистов либо попытаться самостоятельно поменять колесо на машине.
Первый вариант трудно назвать разумным. Эвакуатор можно ждать достаточно долго, а потом маяться без своего железного коня несколько часов, ожидая, пока мастера автосервиса установят новую резину. Да и стоимость таких услуг (особенно когда требуется сделать все быстро) объективно высока. Намного разумнее и экономичнее освоить технологию замены колес своими силами. Поверьте, эта операция не такая трудная, как может показаться неопытному автомобилисту. По сложности она сравнима с проверкой давления в покрышках и уровня масла. А с подобными процедурами легко справляется любой начинающий водитель.
2 Инструмент для смены резины – вооружимся всем необходимым
Как самому заменить колесо, мы расскажем во всех подробностях ниже. А сначала приведем перечень приспособлений, которые понадобятся нам для выполнения этой операции. Здесь все просто. Прежде всего, убедимся, что в багажнике авто имеется запаска. Затем подготовим:
- домкрат;
- баллонный ключ, соответствующий параметрам гаек на колесе;
- башмак (упор, вместо которого вполне можно использовать пару тяжелых камней, найденных на дороге);
- перчатки.
В некоторых случаях (все зависит от конкретной марки автомобиля) дополнительно потребуются регулировочные специальные шпильки, торцевой ключ со сменными головками и ключ-секретка. Нелишним будет и тех. аэрозоль, который опытные водители именуют вэдэшкой (WD-40). Его используют для упрощения демонтажа колес с заржавевшими деталями и соединениями. Достаточно пары капель такого аэрозоля, чтобы даже очень старые гайки и крепежи откручивались по-настоящему легко.
Баллонный ключ, снабженный рукояткой, нужен для демонтажа колесного обода. Он прижимается к ступице спец. гайками, которые, в свою очередь, соединяются со шпильками. Чтобы установить новую резину, нам сначала требуется снять старую покрышку и обод. Баллонный ключ дает возможность осуществить эту часть операции максимально просто.
Используйте ключ с длинной рукояткой. Такой инструмент позволяет приложить большое усилие и без проблем демонтировать сильно загрязненные или заржавевшие гайки.
Домкраты можно брать любые. Они бывают винтовыми, реечными и ножничными. Большая часть автомобилистов использует последние из указанных. Ножничные домкраты просты в применении, кроме того, они отличаются высокой надежностью и сравнительно малыми геометрическими размерами. Реечные приспособления применяются нечасто. А вот винтовые домкраты пользуются популярностью среди владельцев тяжелых машин – джипов, внедорожников. Такие подъемники характеризуются повышенной мощностью, так как работают за счет гидравлического мини-механизма.
Секретка – это гайка-зажим с необычной конфигурацией головки. Она используется для предотвращения кражи шин. Подобными гайками оснащаются некоторые иномарки. Для их отвинчивания применяется специальный ключ. Если в вашем авто запаска хранится не в багажнике, а под днищем, придется приложить определенные усилия для того, чтобы достать ее. Запасное колесо в подобных случаях крепится болтом. Его можно открутить исключительно инструментом со сменными головками.
Во многих транспортных легковых средствах европейских производителей не используются колесные шпильки. Вместо них установлены особые болты, которые, будучи соединенными со ступицей, демонтируются только вместе с колесом. Снять такой крепеж несложно. А вот поставить колесо обратно бывает весьма проблематично. Его следует расположить максимально правильно, чтобы попасть в отверстие ступицы болтом. Неопытному автовладельцу будет непросто выполнить эту операцию.
3 Ставим новое колесо – уверенно и аккуратно
Замена колеса на автомобиле производится по единому алгоритму. Сначала нам нужно заглушить двигатель и поставить транспортное средство на стояночный тормоз. Затем, если замена выполняется на дороге, выставляем аварийный знак. Соблюдаем при этом следующие требования:
- если автомобиль остановился на своей полосе, знак ставят позади железного коня на дистанции 15 м;
- если машина сломалась на встречке, аварийный сигнал выставляем перед ней на том же самом (15 м) расстоянии.
Следующий шаг – монтаж упоров (башмаков) под колеса. Важно! Особенно качественно укрепляем колесо, расположенное по отношению к поврежденной шине по диагонали. Покрышки, которые мы не будем менять, допускается фиксировать обычными поленьями, имеющими форму клина, либо кусками кирпичей, камнями. Достаем инструменты и запаску. Приступаем к выполнению основной работы. Порядок действий будет таким:
- Ставим машину на ручник. Некоторые эксперты советуют дополнительно включать первую передачу.
- Ослабляем гайки колеса, которое подлежит замене.
- Выкладываем рядом с авто запасное колесо. Ни в коем случае не прислоняем его к машине. При соприкосновении шин с лакокрасочным покрытием на последнем могут появиться потертости и царапины. А если машина сломалась на подъеме или спуске, колесо, прислоненное к ней, просто-напросто покатится.
- При помощи домкрата поднимаем авто. На этом этапе нужно установить подъемник так, чтобы его верхняя часть уперлась в специальное гнездо. Оно находится внизу порога и предназначено именно для установки домкрата. Если мы не сможем поставить подъемное приспособление правильно, избежать поездки в автосервис для ремонта и рихтовки машины не получится.
- Работаем домкратом до момента, когда колесо полностью не оторвется от поверхности земли.
После этого отвинчиваем крепежные гайки до конца и демонтируем колесо. На его место ставим новую шину, совмещая прорези диска с крепежными элементами. Затем уверенно, но осторожно фиксируем установленное колесо гайками. Процедуру следует выполнять очень аккуратно, не прилагая чрезмерных усилий. При сильном нажиме транспортное средство может просто-напросто слететь с подъемника.
Опускаем машину на землю, убираем домкрат. Теперь затягиваем гайки до конца, используя баллонный ключ. Демонтированное колесо прячем под днище либо в багажник, вытаскиваем все ранее установленные упоры. Обязательно при помощи манометра проверяем величину давления в шине. При необходимости подкачиваем ее. И смело едем дальше.
4 Как поменять шины местами – доступная инструкция
Резина на автомобиле изнашивается неравномерно. Для продления срока эксплуатации всех шин специалисты рекомендуют периодически осуществлять перестановку колес. Такую операцию желательно выполнять через каждые 10 тыс. км пробега. Смена колес производится при помощи набора специальных опор. Используя всего один домкрат, поменять шины местами у нас не получится. Упомянутый набор стоит недорого (в пределах 30–40 долларов). При этом он дает возможность выполнить самостоятельную перестановку колес без каких-либо серьезных усилий. Особо экономные автолюбители могут использовать вместо покупных опор обычные шлакоблоки. Но поднять машину с их помощью будет намного сложнее.
Для выполнения намеченной операции нам нужно найти как можно более ровную поверхность. Тогда можно не беспокоиться о том, что авто будет неустойчивым на опорах. Перед поднятием машины слегка ослабляем болты на колесах. Затем, используя домкрат, осторожно поднимаем по одному углу (поочередно) транспортного средства на опору. После того, как авто будет поднято, изучаем тип имеющихся протекторов. Они могут быть:
- ненаправленными;
- направленными.
Протекторы первого типа можно переставлять в любом порядке, так как рисунки на них полностью симметричны. С направленными шинами проблем больше. В них предусмотрены каналы для удаления песка и воды. Такие протекторы имеют разные узоры. По этой причине менять направленные шины со стороны водителя на сторону пассажира запрещается. В подобных ситуациях разрешается переставлять местами передние и задние односторонние (только левые либо только правые) колеса. И никак иначе.
После смены покрышек действуем по уже известной нам схеме. Опускаем автомобиль на землю, поочередно убирая опоры из-под каждого колеса, затягиваем ключом крепежные болты, подкачиваем при необходимости шины. Перестановка выполнена!